четверг, 3 июля 2014 г.

Путешествие на автомобиле в Грузию (часть 3)

Самая отдыхательная часть  нашего путешествии по Грузии в июне 2014г.
Начало здесь и здесь.

Шестой-двенадцатый день. Квариати и окрестности Батуми.
Отдыхаем на море.
вид на море с пляжа в Квариати
 Жилье.  Как потом оказалось, мы поселились в семейной гостинице, которая принадлежит Жужуне Какабадзе, тел. +995 593 33 07 96, адрес – Батуми-Квариати, шоссе Андрея Первозванного, 94.  Она расположена возле оранжевого отеля Нептун , если смотреть от моря – то правее. В доме три этажа, наш номер на втором этаже – 3-местный, плюс диван, душ-туалет в номере,  на большом общем балконе – столик со стульями, холодильник, в отеле есть Wi-Fi. В июне на втором этаже домика со стороны моря живем только мы, рядом еще есть комнаты, но они так и остались незанятыми до нашего отъезда, у нас - свобода, мы - одни на этаже!)
До моря - всего несколько шагов, вон оно виднеется в конце дорожки
 На первом и третьем этаже живет народ, есть грузины и украинцы. Еще на территории есть отдельные домики, про их комфортность и цену мы не узнавали.
 Потом я немного прошла по первой линии, посмотрела, какие варианты жилья предлагаются. Понравились номера в  одной из соседних гостиниц, чуть дороже, но более комфортные, тел. +995-558-49-72-54, Низо. Массовой разведки мест проживания с ценами не проводилось, их выбор в июне достаточен.

Туристы/отдыхающие. Грузия очень интересна для туристов разного рода, из русскоязычных  тут наверно больше всего украинцев, отдыхают и путешествуют сами грузины, присутствуют ближайшие соседи из Армении, Азербайджана, Турции, разные европейцы (в том числе литовцы, поляки). Китайцев-японцев не было замечено))).
Услышав нашу русскую речь, грузины предполагают, что мы из Украины. Нет? - Из России? - Нет? - дальше они немного теряются, были варианты: Молдавия, Казахстан))) Увидев белорусские номера на машине, несколько человек предположило, что мы из Болгарии. И только один человек сразу сказал - Беларусь!)

Питание. Питались в основном в кафе на пляже у нашей гостиницы, кухня в подавляющем большинстве грузинская (оджахури, харчо, чахохбили, хачапури, шашлык, баклажаны с орехами, и пр) + немного украинская (борщ, котлета по-киевски). Порции так называемые «средние», порой одной порции хватало на двоих. Наиболее традиционным для нас оказалось оджахури – запеченная картошка с мясом (очень даже белорусская кухня)))). Все блюда были вкусными, средний счет 25-30 лари за обед или ужин. С собой можно взять свою бутылку вина, на столик принесут бокалы.
Наши столики в кафе с видом на море, вечером показывали закат, но... то я забуду фотоаппарат, то солнце уже успеет зайти, пока я доберусь)))
Для интересующихся грузинской кухней - ссылка на полезную книгу.

Пляжи Квариати.  Пляжи галечные, в июне довольно свободные. К нашему сожалению, море в Квариати было недостаточно прозрачным, хотя и довольно теплым – 24-25 градусов. Вот фото самой прозрачной воды в один из дней.
  Народу мало, еще не сезон.  Разносчики всякой всячности уже начинают появляться, первый из них носил надувные круги и негромко рекламировал их по-грузински, потом стали носить фрукты и прочую еду. Периодически в одном из кафе включают громкую музыку, которая мешает отдыхать. Нет, это конечно же не «Черные глаза, умираю-таю», но тыц-бздыц сабвуфера напрягает.
пляж в Квариати
Два лежака с зонтиком стоят 10 лари в день, мы ими не пользовались, т.к. на пляже находились максимум 1,5 часа утром и 1,5 часа вечером. А днем на машине ездили в разные интересные места – Ботанический сад, на водопад и мост Тамары в Махунцети, в Батуми, по горам вдоль рек Аджарии.

Батумский ботанический сад. Находится в Махинджаури, это за Батуми, если ехать в сторону Поти. Вход 8 лари с человека, с билетом дают карту сада. Нам посоветовали заехать к верхнему входу, но мы и к нижнему тоже съездили – Зеленый мыс, там пляж и море, которое в тот день было не очень чистым.
Ботанический сад в Батуми
По ботсаду гуляли довольно долго, дошли до противоположного выхода, там рядом находится заброшенная ж/д станция, через нее можно выйти на дикий пляж. Искупались, хотя вода тоже была какая-то мутноватая, видели дельфина. Немного передохнули и пошли обратно. Растений и деревьев в парке – огромное количество, а вот цветов видели мало. Купили местный мед, 0,5л за 15 лари, как сувенир из ботсада.
растения ботанического сада в Батуми
Водопад и мост Тамары в Махунцети. Едем в сторону Кеды, сначала попадаем на мост царицы Тамары, фотографируем его. Идем по мостику,  в настоящее время он ведет к рыбному ресторану, ничего интересного...
мост царицы Тамары
Затем идем по нему обратно, и тут я замечаю водопад! А вы его видите?

А вот так видите?
Идем к нему, водопад очень красивый, ни одно фото не может передать всей мощи и красоты струящей воды.
 Народу возле него достаточно, приезжают на маршрутках и машинах, рядом шашлык-башлык, запахи еды, что огорчает. Сам поселок в довольно запущенном состоянии, хотя целый один трехэтажный дом ремонтируется. Не будем огорчаться, лучше видами водопада полюбуемся:
Водопад в Махунцети
Батуми. Вот Батуми мне понравился  меньше, чем Тбилиси. Город очень разношерстный, есть и традиционные грузинские дома, и реставрированные старинные, и советские многоэтажки в грустном состоянии, и красивые турецкие новостройки.
Парадный город:
Батуми

Обычный город:
Набережная в Батуми очень протяженная, пройти ее всю пешком для меня нереально, мы в основном вдоль нее на машине проехали, прошлись только по небольшой ее части.
набережная Батуми
 Прокатились на канатной дороге, посмотрели на город сверху.
Побывали на рынке Хопа (рынок – это продажа вещей) и на базаре Пареха (базар – это продажа продуктов) – вай-вай, назад в 90-е!!!  Да и вообще в городе организация торговли напоминает прошлые времена, шалман-базар какой-то…. Цивилизации хочется....

Горы, реки, деревни Аджарии. Очень интересно было проехать по дорогам в горы вдоль речек – Чорохи, Ачарисцкали, Мачахлисцкали.  На фото слияние двух рек, в один из дней Ачарисцкали была глиняного цвета (наверно, из-за дождя), а Чорохи - обычного бирюзового.
слияние двух рек
Фотографировать можно беспрерывно, природа – обалденная, гор много, все они разные, горные реки – шумные, красивые, в них водится форель, нам даже удалось словить одну для фотосессии.
горы, реки, природа Грузии
 Водопады встречаются тут и там, сами по себе. Питьевая водичка сама течет с гор, вдоль дорог часто встречаются оборудованные места для питья воды. Деревни расположены вдоль рек и на горах, грузинские дома в большинстве своем двухэтажные. Затащить огромную кучу стройматериала на гору, построить там двухэтажный дом, да еще и огород разбить на склоне горы!!!  (на фото еще не самые высоко расположенные дома, просто те, что находятся выше - почти не видны, только их крыши)
Деревня в горах

Люди в Грузии– открытые и общительные. Встретившийся нам лесник Вахтанг показал нам старую мельницу, пушку, водопад, еще один из мостов, построенных по указанию царицы Тамары. Приглашал к в гости к себе в  высокогорную деревню (3 часа спокойным шагом в гору!)))). Когда мы поменяем автомобиль на полноприводной, точно доберемся в деревушку Скурдиди, к нашему другу Вахтангу!
Природа Грузии
 Заходили по дороге к местным жителям, покупали у них чачу из хурмы и горный мед, все они обязательно приглашают зайти в дом и норовят чем-нибудь угостить. С ностальгией вспоминают Советский Союз, считают, что в те времена им жилось лучше и интересней. Соглашаются, что природа красивая, и летом у них хорошо, а вот зимой говорят - скучно. В горах предприятий нет, экологическая чистота обеспечена, но и работы у людей нет, ездят на заработки в Батуми или в Турцию.

А мы постоянно наслаждаемся природой - виды на горы никогда не надоедают - горы все разные, кое-где за них цепляются облака, и куда ни посмотришь - видишь горы и горы!
Горы Аджарии

Организация движения в Грузии – оставляет желать лучшего. Знаки зачастую носят информационный характер, порой отсутствуют вообще, главная дорога у того, кто смелее))). Сплошная как-то не вызывает уважения, даже на повороте.
Поворотниками грузины пользуются совершенно изредка, перестраиваются хаотично, используют звуковые сигналы для различных поводов – приветствия, возмущения, призывают к внимательности, сообщают о своих маневрах. Еще очень развито рукомашество из окна – давай проезжай или не лезь, я сам влезу))). При всей этой хаотичности аварий за все время видели только 2 штуки мелких - притерлись/догнались, небольшие повреждения. Пешеходов пропускают очень редко, да и те не привыкли к такой роскоши – не видят, что машина притормозила, ждут полной ее остановки. Полиция патрулирует дороги, периодически кого-то зачем-то останавливает (видели на обочинах).
Коровы на дорогах - национальный колорит! Они живут своей жизнью и не обращают внимания на машины.
Корова, горная корова... (в глубинке, горы возле дороги)

Зарисовки о людях.
·                          Нечаянно подслушанный разговор (в летнем кафе, за соседним столиком разговаривают довольно громко). Грузин: «…у меня тогда БМВ была, и вот я приезжаю к ним на своей БМВ, и они же видят, что я на БМВ приехал…» )))   "Ну чеснэ слово, як диты" © (к слову сказать, БМВ и черный мерседес - самые уважаемые в Грузии машины)
              На канатке в Батуми едем в кабинке с двумя молодыми грузинами, один из них, услышав русскую речь, начинает нам рассказывать о своем городе, о храмах, о жизни, интересуется нами, нашими впечатлениями и нашей страной. Польщенные его вниманием, дарим ему магнит с видом Минска на память, а уже на смотровой площадке он оплачивает для нас подзорную трубу - все это очень душевно и приятно!
·                           В соседнем номере ремонтируют-меняют смеситель, работает один человек, к нему на помощь приходит другой, помогает чинить и … начинает петь красивую грузинскую песню! Через время поют на два голоса, продолжая работать!!! Ну что сказать - восхитительно!!!

Вино. Какой же отдых в Грузии без вина? Перед поездкой я подготовилась, узнала, что в Грузии традиционной является кахетинская технология, а также имеретинская, по которым делают домашнее вино до сих пор. А на производствах больше распространена европейская технология. Мы старательно пробовали разные виды вина, вот наш небольшой отчет:
(не все бутылки удалось запечатлеть для истории))))
вина Грузии
Цинанадали производитель Марани – куплено из-за названия, ни о чем, обыкновенное неинтересное белое сухое, не стоит тратить деньги. Ок 8 лари.
Мцване, производитель Хареба. Белое сухое по традиционной кахетинской технологии, хотели попробовать вино, сделанное именно по их технологии. Есть небольшой своеобразный аромат, более насыщенный цвет, но в целом довольно простое вино на мой взгляд. Цена 29 лари.
Киндзмараули, производитель Хареба. Красное полусладкое. Очень насыщенный сладкий вкус, на любителя.
Ркацители, производитель Тбилвино. Очень приятное сухое белое, не кислое. Ок.  8 лари.
Алазанская долина, производитель Тбилвино. Белое полусладкое, вкусное, для девочек. Ок 7 лари.
Саперави, производитель Тбилвино. Красное сухое, очень обыкновенное.
Домашнее вино – своеобразный вкус, с кислинкой, похоже на молодое невыдержанное вино, быстро пьянит и с утра может болеть голова. Для нас оно довольно непривычное.
Пиросмани, производитель Бадагони. Белое полусладкое, довольно приятное. Где-то прочитали отзыв, что красное полусладкое Пиросмани очень достойное, но в магазине ошиблись и купили белое, красное потом не попалось на глаза.
Крахуна, производитель Хареба. Белое сухое. Виноград выращивается в Имеретинском районе, вино более кислое, нам не очень понравилось.
Хихви, производитель Хареба. Очень приятное белое сухое вино, даже порой кажется, что оно полусладкое, хотя оно точно сухое!)
Киси, производитель Хареба. Белое полусладкое, вкусное.
Киндзмараули, производитель Корпорация Киндзмараули. Очень приятное, ароматное, в меру сладкое, понравилось больше, чем Киндзмараули от Харебы.
Цинанадали, Ркацители, Мцване (по европейской технологии)  производителей Хареба и Корпорация Киндзмараули –довольно приятные, в основном не кислые, хороши к ужину.
Знаменитое розовое вино компании Хареба попробовали на дегустации – не понравилось, никогда мне не нравились розовые вина, и это не стало исключением.

К вечеру 11-го дня проверенные товарищи из Турции на своем сайте сообщили нам о надвигающемся шторме (сайт METU3).
шторм в Квариати июнь 2014
Решаем уехать из Квариати, двенадцатый день посвящен сборам, посещению базара в Батуми, а также любованию обещанным штормом.

шторм на Черном море
  В Гонио-Квариати вдоль побережья растет эвкалипт, мы себе добыли небольшой веник, вот так он цветет:
цветок эвкалипта
К вечеру сборы закончены, утром по плану - отъезд из Квариати.

Продолжение здесь

1. Спасибо, очень интересно! С нетерпением жду продолжения:)

1. Инна, продолжение будет немного позже, не успеваю написать)

2. как же интересно:) так давно хочу на Кавказ, и море, и горы, красота!

1. Вероника, нужно ехать, на фото невозможно передать всю красоту природы!

3. Ответы
    1. Эля, спасибо! Я стараюсь очень кратко рассказывать, на самом деле впечатлений намного больше!)

4. Мы тоже жили у Жужанны, на третьем этаже, на вашем фото нависает как отдельная комната с 2 окнами. Там двухкомнатный номер с маленькой гостиной.

1. Мы были в одно и то же время? И не познакомились? Хотя мы там в основном ночевали, а так везде ездили...

5. Как же хочется побывать в Грузии!

1. Светлана, я желаю сбычи мечт, в Грузии действительно стоит побывать!

6. Очень занимательный рассказ!

7. Света как же я скучаю, оказывается, за Грузией, такие фото сочные, завтра засяду за твои отчеты, а то седня поздно)), а пришла я к тебе с хвастом показать куда твои тканюшки снова пристроила)), ХВАСТАЮСЬ ))

1. Яна, я еще неделю просыпалась "в Грузии", сейчас потихоньку вхожу в обычный ритм). Сумочку видела, как раз из Грузии бегом все блоги просматривала, но времени писать не было)

2. Свет, и я мысленно побывала, может удастся на следующий год побывать если все хорошо. Грузия- это как сказка))).

3. Яна, желаю сбычи мечт! Пусть все будет хорошо, пусть будет мир, и пусть все могут свободно путешествовать!

8. Очень интересный отчет и потрясающие фотографии. Особенная благодарность за впечатления о винах. Приличное Пиросмани даже в Минске можно купить. Жду часть 4.

1. Присоединяюсь к восторгам супруги.

2. Светик и Ейный муж, спасибо вам за приятные отзывы!)))
      Следующую часть осилю немного позже, фото и впечатлений много, но постараюсь уже закончить отчет. По приезду еще буду рассказывать, как раз под грузинское вино!)

9. Света, ну как же все подбробно и интереснейше! Даже очень захотелось побывать там. Меня очень впечатлил парк и водопады!!! Представляю, сколько впечатлений ты привезешь домой!!!

1. Алеся, действительно, впечатлений очень много, от природы я в восторге! Думаю, что Грузия - это та страна, где действительно стоит побывать!

10. Ой, я даже всплакнула... хочу опять "мир-дружба-жвачка"!
    На самом деле, каждое лето родители возили меня на побывку к бабушке в Поти, поэтому сентиментальность и проснулась.

1. Оля, вот этот "мир-дружба-жвачка" и являются очень важными в жизни!
      В Поти не доехали, а вообще - Грузия такая разнообразная, хочется еще и еще раз там побывать!)

11. Прекрасный отчет и описание!собираемся в 20 числах июня в Батуми.и по вашим стопам пойдем)скажите,а в каких числах вы были там?прохладно было ?

1. Олеся, было очень тепло и даже жарко, до 30 воздух, до 25 море. Но у них июнь считался не сезон, видимо, так не каждый год бывает. Мы были с 12-14 июня (точнее не помню, две недели)
      Хорошего вам отдыха, прекрасных впечатлений и передавайте привет от нас этой солнечной гостеприимной стране!)

12. Я вся под впечатлениями.и это только читая про грузию отзывы.прям чудеса.хочется уже туда.спасибо за ваши отзывы.надеюсь они нам помогут в Грузии))

1. Олеся, надеюсь, плюсов в вашем отдыхе будет больше, чем минусов! Страна своеобразная, природа очень красивая, но при этом есть и минусы, хотя нас они не смутили нисколько.

13. Этот комментарий был удален автором.