вторник, 4 июня 2013 г.

Малый Утриш

Сбылась моя мечта - съездить на море в мае! Теперь я точно знаю, что в мае на море - хорошо! А еще лучше там, где никого нет))). В этот раз нас как-то спонтанно занесло в Малый Утриш.

Нет, мы конечно же почитали  отзывы в интернете про это удивительное место, и решили проверить как там на самом деле. Да и водоканал подсобил - решил отключить горячую воду, так что раздумывали недолго - взяли с собой одежду, еду, мультиварку - и в путь!
Малый Утриш – труднодоступное местечко, находится между Анапой и Новороссийском. Проехать туда можно от Абрау-Дюрсо или от Анапы, обе дороги грунтовые, с большим количеством камней.

Дальше много фото, прячу под кат

Трасса М 4 в середине мая, в будний день  довольно свободна, за день доезжаем до ночевки под Ростовом. Утром - дальше в путь, едем по станицам на Анапу, возле Лениградской - маковые поля!

Затем поворачиваем на Новороссийск, и уходим вниз к Абрау-Дюрсо по серпантину с приличным асфальтовым покрытием. Приезжаем в центр поселочка- тут магазинчики, рынок, кафе, сбербанк – все на одной площади, и довольно большое пресное озеро, набережную которого продолжают облагораживать.

Объезжаем озеро, опять попадаем на серпантин и по нему выезжаем к поселку Абрау.
Оказывается, раньше это было два разных поселка, Абрау и Дюрсо, а в советское время их объединили. У Дюрсо выход на озеро, а у Абрау – есть выход к морю, и тут уже построено много мини-отелей для отдыхающих, береговая линия небольшая, ограничена скалами.

От Абрау едем сначала по приличной асфальтовой дороге до тех пор, пока у моря есть пансионаты и базы отдыха. А потом дорога заканчивается (как раз у пансионата Газпрома))) и начинается  уже не дорога, а направление – ухабы, камни, склоны, подъемы… Вспоминается фраза - "русские называют дорогой то место, где они собираются проехать"

Едем аккуратно, довольно медленно,  беспрерывно объезжая самые большие либо самые острые камни. Вокруг лес, иногда видно море с высоты, дикие галечные пляжи.

На дереве встречается самодельный указатель – Малый Утриш, поворачиваем за ним, еще немножко вниз к морю - и вот мы приехали. Сам поселок небольшой, везде следы разрухи и запустения - после развала СССР все пришло в упадок, а в советское время здесь был большой совхоз.

В настоящее время тут осталась небольшая рыболовецкая артель, действующий маяк, очень закрытый научный дельфинарий, пару частных магазинчиков, две базы отдыха и немножко местного населения. Частный сектор - в основном типа «сарайчик»

База «Малый Утриш» – самая первая, построенная тут, на ее территории раньше в основном были домики-шалашики, удобства на улице, зато при постройке этих домиков ни одно дерево не пострадало.

Есть и условия получше – в 2012 году построен дом на 5 номеров, душ-туалет в номере, кондиционер, холодильник, телевизор.
 В этом году построен еще один дом, сейчас в нем заканчиваются строительно-отделочные работы.
Комнаты и санузлы в домиках небольшие, мебели минимум, все для непритязательного отдыха, не совсем продумано удобство проживания – шкафа для одежды нет, только три крючка, в санузле тоже только один крючок и полочка возле умывальника, душевая кабинка маленькая и тесная. Пока мы были одни в домике – было очень тихо и спокойно, но если все номера заполнены – будет наверно шумно и тесно. Огромный плюс нашего номера – из окон видно немножко моря, ну еще немножко разрухи и лужа, но лучше смотреть на море).

А лужа (даже две лужи!) непростые, там соленая вода (при штормах забрасывает из моря), к ним даже экскурсии водят, рассказывают разное - об их историческом прошлом, лечебно-целебном настоящем и прекрасном будущем)))

Еще из окошка можно наблюдать закаты, вот такие

В мае питание на базе не предоставляется, поэтому жили на позитивных сухариках))). Шучу, шучу, нас выручала мультиварка.

В поселочке интересный рельеф береговой линии – она образует как бы бугор от моря, поэтому с дороги моря не видно, только если ты взберешься на гору  повыше либо подойдешь к морю поближе.

Еще в поселке есть гостевой дом «Ольга» - новый, совсем другого уровня,  сделан по типу турецко-египетских отелей, но и цены в сезон тут такие, что наверно в Турции будет дешевле.
И в  местных магазинчиках цены на продукты не маленькие, доставить их по такой дороге – то еще удовольствие…

Частный сектор  - в основном типа «сарайчик». В деревне местные держат коз, предлагают молоко и мясо, еще есть коровы – но они  - дельфинарские))), то есть живут  на территории дельфинария, а днем свободно разгуливают стадом по поселочку, загорают на пляже.

Дикие туристы в лесу за поселочком уже начали ставить палатки, занимать места на все лето (судя по тому, что они даже ортопедический матрас с собой привезли))), стоянки под палатки везде в окружающем лесу.

Практически до 28 мая из цивилизованных отдыхающих - только мы, только в самом конце мая  люди понемножку начали прибывать на отдых.Чистый воздух, чистое море, тишина – вот главное достоинство таких мест. Рядом нет никаких промышленных предприятий, канализационные стоки минимальны,  только море, горы  и лес – красота!

Между Малым и Большим Утришем начинается территория заповедника, вот в него не пускают даже просто прогуляться.
Не зная этого, мы пошли гулять по прибрежной гальке, дошли вот до такого красивого камня, сфотографировали, прошли чуть дальше - а там охрана, нельзя-нелья, уходите а то будет штраф.

Ходить и гулять можно только по дорогам общественного пользования, в лес и горы - ни-ни, в море в определенных местах тоже нельзя. Гуляли вдоль моря в другую сторону, туда, где можно,
 и по немножко по разрешенным дорогам. Конец весны - все зеленое, не запыленное, некоторые растения цветут.

А еще мы рыбу добывали!) Вот это - горбыль
 Он же, копченый в коптильне, вкусный)))

Местные коты и кошки радостно прибегали к ужину, вот этот даже начал отзываться на кличку "Матроскин", хотя оказалось, что это кошка Воркута)))
В общем - в мае хорошо, температура воздуха днем до +27, вечером еще прохладно, море 20-22, длинный световой день. На пляжах - тишина, еще нет никаких развлечений - скутеров, бананов, катеров, "гаааарячей кукурузы и хаааааалодного пива"))). Пока еще очень мало людей, что радует, хотя уже по выходным из окрестностей приезжают "культурно отдыхать" - с громкой музыкой, алкоголем, мусором, оставленным после своего пребывания... Хорошо, что сезон еще не начался - в тишине и спокойствии мы успели загореть, подышать морем, некоторые - наплаваться, и набраться сил на предстоящее лето. И, как оказалось, мимо нас прошли тропические московские ливни. Хотя гидрометеоцентр говорит не расстраиваться, для нас он включит дождик и похолодание))).
И, как говорит Роза Моисеевна из передачи "Одна за всех", -  "Улыбаемся широко-широко, отдых очень удался!"))))

1. Спасибо за Ваш подробный рассказ и приятных Вам путешествий!

1. Спасибо! И Вам позитивных эмоций и интересных поездок!

2. Балдеж!!! Ну просто нет слов. Как же здорово. А какие фотографии! Мечта, а не отдых!!!

1. Катюша, спасибо! Там в принципе хорошо, но вот с понятием сервиса - туговато... А так нам удалось совместить практически все наши требования к отдыху.

3. Какие вы молодцы!собрались да поехали!))
    А мы были пару раз в Утришском дельфинарии с детьми- по морю из Анапы.
    А вы, я смотрю, без добычи не обходитесь- не гусь, так рыба!))))

1. Ну так мы как бы за добычей и ехали), но море штормило пару дней, потом прозрачность воды была небольшая, так что рыб было мало, на фото попала самая достойная)))
      Нам собраться - это практически на раз))), интересно стало, что же там хорошего, на курортах Краснодарского края?)
      Дельфинарий с выступлениями в Большом Утрише, мы туда не добрались - по такой дороге совсем не хотелось никуда ехать, а про по морю как-то не вспомнили - там в это время тихо-тихо, почти никого нигде и никаких лодок.

4. такое умиротворение веет с фотографий!
    хорошо отдохнули!
    теперь снова в бой с новыми силами! :))

1. Анечка, спасибо! Именно за этим и ехали - спокойствием и тишиной, в основном все желаемое нами было. Еще бы сервиса немножко, да культуры поведения отдыхающим - вообще бы было здорово!

5. Как я люблю отсутствие народа на курортах (т.е. "несезон")!
    А маковое поле - сказочное! С детства, еще после "Волшебника Изумрудного города" мечтаю оказаться на маковом поле, но пока как-то не довелось...

1. Лида, срочно в станицу Ленинградская!))) Там действительно есть маковое поле, на фото - это с другой стороны дороги от поля, само поле фоткали в движении, не очень получилось. Потом пришла мысль, что надо было остановится и сфотографировать. Или даже видео снять, про радостную беготню по маковому полю)))))
      Несезон - замечательное время, теперь опять в мае хочу на море, но лучше в другое место.

6. Светочка, как все классно, прям с вами погулчяла, спасибо за рассказ дельфинарские коровы улынули:)

1. Светик, спасибо что заглянула! Коровы прикольные, мне их название тоже очень нравится)))

7. отличный отчетик ))) подскажите пожалуйста, а какая связь там работает, какой оператор ловит, что говорят? интернет возможен? спасибо!

8. У нас была симка российского МТС, работает нормально. Вроде Билайн и Мегафон тоже работают, иногда люди выходят в "телефонную будку" - определенные места, где связь получше (не знаю, какие у них операторы, у нас проблем не было). К интернету подключались по Wi-Fi на базе, по большой просьбе, только письма просмотреть - у них там сумасшедший тариф - 1500 за 30 Гб в мес, с телефона не выходили, поэтому не знаю. Вообще туда ехать надо если хочется сбежать от цивилизации)))